Ultima Underworld: The Stygian Abyss — компьютерная ролевая игра с видом от первого лица, разработанная американской студией Blue Sky Productions и выпущенная в марте 1992 года компанией Origin Systems. Изначально предназначалась для операционной системы DOS, позже была портирована на японские компьютеры FM Towns, NEC PC-98, приставку PlayStation и сотовые телефоны с поддержкой операционной системы Windows Mobile.
Игра относится к ролевой серии Ultima, является ответвлением её основной номерной линейки — события происходят в том же вымышленном фэнтезийном мире, конкретно — внутри так называемой Великой Стигийской бездны, огромного подземелья, сохранившего остатки исчезнувшей утопической цивилизации. Игрок управляет Аватаром, традиционным протагонистом серии, который спускается в это подземелье в поисках похищенной баронской дочери.
Ultima Underworld считается первой ролевой игрой, сочетающей в себе вид от первого лица, боевую систему в реальном времени и реалистичное трёхмерное окружение, а также родоначальником жанра immersive sim. Она привнесла в жанр такие новшества, как возможность смотреть вверх и вниз, прыгать, плавать и летать в пространстве помещений. Беря за основу ранние подземельные ролевые игры (РПГ) наподобие Wizardry и Dungeon Master, игра была обогащена симуляционными элементами, сами разработчики отзывались о ней как о «симуляторе выживания в подземелье». Игра отличается нелинейной структурой прохождения и нетривиальным, эмерджентным игровым процессом.
Продажи Ultima Underworld составили почти полмиллиона копий, игра была тепло встречена критиками и впоследствии неоднократно включалась в различные залы славы и списки лучших РПГ по тем или иным критериям. В своё время игра оказала влияние на разработчиков ролевого жанра, ей вдохновлялись дизайнеры таких компаний как Bethesda Softworks и Valve Corporation, под влиянием Ultima Underworld возникли такие ролевые серии как Deus Ex и BioShock. У игры есть сиквел Ultima Underworld II: Labyrinth of Worlds, также в разработке находится игра Underworld Ascendant, продолжающая сюжет обеих частей.